Главная » Новости » Формула успеха российских конников

Формула успеха российских конников

Друзья, сегодня я представляю интервью с владельцем лошадей — Даутом Налоевым, чьи лошади хорошо известны в России, Словакии и Чехии своими победами в Дерби. Они выигрывали Дерби России — Гул -1994, Словакии — Алмаз — 1995 и Темирканов — 1998, Чехии — Темирканов -1998.
— Даут, вы после многолетнего отсутствия в российских скачках появились в нашей группе на Фейсбук» ognev skacki.net Чистокровные лошади», и потому нам интересно узнать ваше видение нынешнего состояния российского коннозаводства и его перспективы. Но для начала могли бы вы пояснить, почему в 2008 году после победы Резуан-Ай в Краснодарском Дерби вы вдруг исчезли из поля зрения, а сейчас после десятилетнего отсутствия также неожиданно вернулись к лошадям.
 — У конеклуба «Эрдан» были неплохие результаты. В один из моментов одновременно существовало четыре скаковых отделения: в России, Словакии, Германии и Казахстане и две лошади стояли на ипподроме в Кельне в тренотделении Зуерлянда.  Но хотелось больших побед, а мы начали топтаться на одном и том же уровне. И от того стало вдруг все неинтересным, наступило осознание серьезных просчетов. А так как это время пришлось на мировой экономический кризис, задевший и наш ( с 2000 года мы с казахстанцем Дюсеном Нурлановым стали компаньонами) бизнес, то на перестройку конного хозяйства уже не хватало финансовых средств, и потому мы решили закрыть конеклуб «Эрдан -Ай».
В результате этих неурядиц и размышлений у меня появилась апатия к лошадям и только в 2011г я вновь пришел к ним: стал смотреть западные скачки, анализировать их результаты. Сосредоточился на изучении аукционов по продаже лошадей. Регулярно просматриваю каталоги, пытаюсь через исследование педигри, выставленных на продажу лошадей, выявить их скаковые и производящие способности, а также определить возможную стоимость.
— И какова точность ваших ценовых прогнозов?
— По цене маток часто бывают совпадения или непринципиальное расхождения с результатами торгов, с молодняком и скаковыми сложнее: надо видеть их выступления на скачках или же самих. В общем, появилось новое понимание и видение, как в целом, так и в частном, конного дела.
— Как вы оцениваете уровень современного российского коннозаводства?
— Весьма невысоко — относительно западного, а возможный скачок — скептично. Лошади, скачущие в России по сути «варятся» в собственном соку: они чемпионы среди своих. Оно и понятно, ведь в массе своей это скакуны, купленные за недорого в США, то есть, скорее всего, невысокого класса. А с другой стороны: куда вывозить лучших из них? Ведь они «песочные». В Америку или в ОАЭ? До Америки далеко, а в Эмиратах скачки проходят в межсезонье.
— В последнее время в целях возрождения отечественного коннозаводства Президентом РФ и Правительством были предприняты меры, призванные изменить ситуацию в отрасли. Насколько они могут быть эффективны?
—  Успех или неудачи в скаковой индустрии прежде всего завязаны на финансы. Можно припомнить, что в нынешнюю мировую скаковую элиту за последние десятилетия вошла лишь Япония. А продвигалась она к этому более полувека, ежегодно вкладывая в развитие отрасли десятки и сотни миллионов долларов. Учреждались самые высокие на планете призовые, в производители ставились лучшие скакуны мира, покупались матки из выдающихся семейств. Понятно, что даже при огромном желании — а его, если проанализировать реальные действия Правительства РФ, нет и в помине, — наша страна в нынешних экономических условиях не в состоянии выделять и подобие таких средств на коневодство. Более того, создается впечатление, что, наоборот, госкорпорации хотят использовать нынешние хозяйственные неурядицы, дабы прибрать в свои руки инфраструктурные наработки конников в советский период. Так, для «сохранения и развития ипподромов» была создана госструктура ОАО «Российские ипподромы», на которую многие лошадники возлагали свои надежды по возрождению отрасли. Но она, завладев практически всеми ипподромами страны, в частности, пробивает идею реконструкции Московского ипподрома за счет строительства на территории конюшен жилых комплексов. А это первый и, пожалуй, необратимый шаг к полному перепрофилированию предприятия. Оценивая действия этой структуры создается впечатление, что, возможно, она изначально и была создана для того, чтобы проворачивать подобные операции.
— Так что, впереди полная безнадежность?
— Общий уровень, сложившийся в нашей конной индустрии, где-то соответствует как материальным возможностям, вовлеченных в нее собственников, так и качеству лошадей. И то, что в ближайшее время не будет резкого подъема в отрасли (в первую очередь это касается призовых — главного стимулятора развития индустрии ) нужно принять за должное и подготовить себя к работе в неприхотливом режиме еще на десятилетия. Учитывая, что в России давние скаковые традиции — есть основания полагать, что наши скачки не придут в резкий упадок, как это произошло, допустим, с Казахстаном, где одно время наблюдался скаковой бум. Там, как и у нас, на волне кратковременного интереса Президента Назарбаева, а у нас — Путина, появилась небольшая группа состоятельных коневладельцев. По уже обозначенной причине — необходимости громадных вложений в развитие отрасли, — в Казахстане английское коннозаводство ушло на второй план: акцент перешел на байгу. Большинство вовлеченных в это дело бизнесменов, так и не получив ни должной славы, ни, тем более, денег, разочаровались в скачках и отошли от дел. У нас же все пошло несколько иначе.

Думаю, Вы согласитесь, что для тонкого наблюдателя звучат весьма иронично сообщения в СМИ о том, что председатель правления «Газпрома» имеет отличных лошадей, побеждающих в престижнейших скачках России. Таким людям, с их практически неограниченными финансовыми возможностями, имеет смысл скакать в компании королей, ротшильдов и шейхов, но не довольствоваться победами местного масштаба. Неуместность и даже неприличие подобного состояния дел уловили ряд российских коневладельцев и некоторые из них сосредоточили свои усилия на Европе.

—  Это вы о Р. Кадырове, В.Бухтоярове с Е.Каппушевым, З.Бифове?
 — Лошади этих владельцев уже выиграли первые группы в Европе и ОАЭ. Первым же конником, выходцем из СНГ, выигравшим группу 1 в Европе, стал казахстанец Ардак Амиркулов. И это серьезные, почти высшие, достижения (скачки первой группы тоже имеют свой табель о рангах). Перечисленные вами люди имеют значительные финансовые возможности, и их выход на Европу можно считать вполне закономерным явлением. Но это вовсе не означает, что дорога в большие скачки заказана для россиян, условно относящихся к нашему среднему классу. Анализ статистических данных показывает, что абсолютное большинство успешно продуцирующих маток были проданы на аукционах по ценам, начинающихся где-то с 50-70 тысяч $ и выше. Для образности восприятия эту же мысль можно высказать несколько иначе: стоимость лошади, в родословной которой вы сумеете ухватить какое-либо выраженное позитивное начало, начинается с 50-70 тысяч $. А ведь многие из наших конников ежегодно тратят и большие суммы на покупку, содержание и выращивание нескольких, изначально не имеющих международной перспективы, лошадей. В приведенной аукционной статистике я ориентируюсь исключительно на кобыл, так как придерживаюсь мнения, что плохо или средне проскакавшие жеребцы, — а таковых абсолютное большинство — это деньги, выброшенные на ветер, так как никто ими «крыть» не будет. А значит и приобретать их не следует. Кобыла же из хорошего семейства имеет шансы, как самой дать кого-либо классного, так и проявить свое высокое происхождение через дочерей-внучек. Исходя из этих предпосылок почему бы нашему среднему классу не испробовать свои силы на Западе? 
— В подобном подходе к делу вы и видите залог успеха наших конников?
— Залог успеха, конечно же, не в ограничении стоимости при покупке лошади, а, в первую очередь, в скрупулезном анализе ее педигри. Если взглянуть опять-таки на итоги аукционов и деятельность современных конных заводов, то здесь явно просматривается экстенсивная составляющая в их работе: как правило, в удачные покупки вкладываются огромные деньги, а наиболее успешные заводы имеют сотни маток в воспроизводящем составе. А задача селекционера заключается в том, чтобы не в ущерб качеству минимизировать затраты на покупку лошадей и ограничить число маточного состава до какого-то оптимального небольшого количества. В доказательство возможности достижения такой цели вспоминается великий коннозаводчик Федерико Тезио. Ограничив себя на протяжении почти полувековой деятельности ежегодным составом в четырнадцать маток, он выиграл двадцать итальянских Дерби, множество интернациональных скачек и вырастил феноменального Nearco и выдающегося Ribot. Никто до сих пор и близко не подошел к такому высокому проценту успешных испытаний своих лошадей. Но, тем не менее, подобная задача, раз были результаты у Тезио, имеет решение. И идти здесь, как мне видится, можно несколькими путями.
— Но на Западе, безусловно, ведутся регулярные работы как по общему анализу английского коннозаводства, так и непосредственно по наследию Ф. Тезио.
— И это отражается итогами конных торгов, где можно заметить нескольких специалистов из года в год более других преуспевающих в покупке классных лошадей. Понятно, что свои знания и навыки никто из них не предоставит широкой общественности, а использование их в качестве экспертов, не являясь гарантией успеха, выльется в немалую копеечку. А потому мы становимся перед фактом необходимости самим разобраться в этом деле. Во всем мире, в том числе и в РФ, селекцией занимаются люди, как правило, великолепно разбирающиеся в экстерьере лошади и, имеющие серьезные познания в ее педигри. Но всего этого, как показывает практика, все же недостаточно — пока никто не приблизился к достижениям Ф. Тезио — для объективного определения генетического потенциала лошадей, родословные которых содержат до тридцати известных колен предков. 
— Тем не менее, вы предполагаете, что вопрос можно разрешить, причем, несколькими путями?
— Для более точного прогноза будущего скакового класса и воспроизводящих способностей лошади, по моему мнению, необходимо наличие незаурядных аналитических способностей у исследователя, которых, увы, нет у абсолютного большинства селекционеров. И так как я вижу одно из решений этого вопроса находящимся на стыке нескольких дисциплин, то возникает необходимость в открытии небольшой исследовательской лаборатории, которая, в отличие от западных стандартов оплаты труда перворазрядных специалистов, в наших условиях выльется в весьма умеренную сумму. И это уже и будет серьезной заявкой на общий успех.
— Российские коннозаводчики стали получать и испытывать на Западе своих лошадей. Что вы можете сказать о них?
—  Наиболее продвинутые из наших соотечественников стали «крыть» своих маток и выращивать молодняк в Европе и Америке. К слову будет сказано: впервые за всю историю советско-российского коннозаводства конеклубом «Эрдан» в 1995 году была отправлена к Великобританию в заводы шейха Мухаммеда аль Мактума кобыла Абона, которая была подведена под ирландского дербиста Shareef Dancer. Появившийся от этой случки жеребчик, к сожалению, пал. Говоря о сегодняшних реалиях отмечу, что у россиян уже есть хорошие результаты: рожденный в Ирландии четырехлетний бифовский Fas (Fastnet Rock — Sotka), выиграл на три года скачку третьей группы и листед во Франции. Интересные матки у Бухтоярова с Каппушевым. Их двухлетки, в том числе Blitzkrieg (See The Moon — Bell Su River), с заслуживающим внимания инбридингом на выдающихся Urban Sea, Mr. Prospector и Sadler’s Wells, поступили в Чехию в тренотделение Ю. Шавуева в послужном списке которого числятся победы в скачках первой группы в Германии на жеребцах Darsalam и Meandre.
— Возвращаясь к вашей идее о создании лаборатории: здесь, как я понимаю, существенным фактором в ее реализации является наличие единомышленников?
— Я бы сказал — основополагающим. И дело не только в финансировании, но и в других моментах, являющихся темой отдельного разговора. Коневладельцы, которых заинтересует этот проект на предмет участия в нем, да и конники, у кого возникнет необходимость в консультациях, касающихся педигри лошади, всегда могут обращаться и получат ответ в меру моей компетентности.
— Спасибо вам за беседу, желаю удачи вашему проекту.
foto Monika Vodickova
 

1 Comment

  1. Chitatel:

    Статья спорная с мутной, порой противоречивой аргументацией, хотя есть в ней и здравые мысли.

    — Лошади, скачущие в России по сути «варятся» в собственном соку —
    И тут же пример с Японией, которая вошла в мировую скаковую элиту, только после варки в собственном соку и жесткого контроля над импортом поголовья.

    У себя дома порядок наводить надо, а не хвастаться лошадьми за границей, у которых нет ни капли российской крови. Пусть Дауд лучше напишет пару селекционных статей для наших коннозаводчиков. Пользы от этого будет больше.

Добавить комментарий